Памяти заслуженного художника Дагестана, члена Союза художников СССР Хасбулата Юсуповича Юсупова посвящается
Памяти заслуженного художника Дагестана,члена Союза художников СССР Хасбулата Юсуповича Юсупова посвящается.
Юсупов Хасбулат Юсупович – первый профессиональный художник и график Дахадаевского района родился в 1952 году, в 1972 году окончил ДХУ им. Джемала, в 1978 году - художественно-графический факультет ДГПИ /позднее переименованный в ДГПУ/.
1983 г. - Участие в 1-й зональной выставке произведений молодых, г. Ростов-на-Дону.
1987 г. - Всероссийская молодежная выставка, посвященная 70-летию ВЛКСМ, г. Москва.
1987 г. - 13 Всесоюзная выставка акварели, г. Ленинград
1987 г. - Лауреат премии Ленинского комсомола Дагестана.
1989 г. - Бьеннале прикаспийских республик, г. Баку /серебряная медаль/.
- г. - Принят в члены СХ СССР.
- г. - Зональная выставка “Советский Юг”, г. Краснодар.
- г. - Выставка художников- графиков, г. Ростов-на-Дону.
- г. – 9-я Всесоюзная выставка акварели, г. Москва.
1991 г. - Заслуженный деятель искусств РД.
1991 г. - Групповая выставка акварелистов, г. Красноярск.
1994 г. - Персональная выставка г. Санкт-Петербург /Мраморный зал Этнографического музея/.
1994 - 2015 годы - участник многих республиканских и всероссийских выставок.
Произведения Юсупова Хасбулата находятся в музеях США, Франции, Израиля, Азербайджана, Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Элисты, Красноярска, Дагестана и в частных коллекциях.
Село Харбук издревле славится своими кузнецами и оружейниками. Природа этого горного селения сурова и красива, что не могло не быть в ней и талантливых живописцев.
Именно таким и является Хасбулат Юсупов.
На самом деле, живописцы, музыканты, писатели всегда старались творчеством увлечь и внушить свое понимание ценностей жизни. У Хасбулата нет больших и малых тем. Есть художник. Есть творец, который соответствует своему темпераменту и миропониманию.
Многие его произведения раскрыты через внутреннее, прожитое и прочувствованное. Его живописная культура начинается еще с входных металлических орнаментированных дверей мастерской. Бытовая утварь народов Дагестана находящаяся в его мастерской сравнима с самой природой, она восхитительна. Во всем этом нет случайности, такая среда питает художника.
Зная его страстную нелюбовь к всевозможным определениям и “ярлыкам”, все-же следует заметить, что у этого художника мечта о красоте связана также с желанием и надеждой осуществить ее в жизни. Другими словами - это новоромантические идеи жить по законам красоты.
И в студенческие годы, и после окончания института, Хасбулат много путешествует по Дагестану, с жадностью изучает древнейшие памятники народного зодчества, неистово работает. Одновременно это не мешает ему заниматься оформительским делом, где проявляется его композиционная смекалка. В 80-е годы это орнаментальное панно для Ветеринарного института /выполненное в дереве и металле.
Огромное количество эскизов по оформлению ресторанов и ювелирных изделий. И хотя в этот период было огромное количество бригад, руководимых художниками-профессионалами, Хасбулат в своих работах был более традиционален. Да и забота о хлебе насущном далеко немаловажный фактор. С другой стороны, для такого явления как Хасбулат - это конечно же кража времени. Вечные компромиссы. Тем не менее, наиболее удачной работой является соавторский проект театрального музея.
Творческий диапазон Хасбулата разнообразен. Заявив о себе дипломной работой “Харбукская кузница” /1978 г/, он постепенно изменяет пластический язык, изменяется его художественное мышление. Но настоящее открытие Хасбулата как художника, произошло на его персональной выставке в Санкт-Петербурге в Мраморном зале Этнографического музея в 1994 году, где он предстал весьма зрелым живописцем, причем яркой индивидуальности. Его произведения очаровали петербуржцев, и неслучайно они дали его творчеству самую высокую оценку. Его стихия - акварель, но тематика в этой области самая разнообразная.
Интересны отзывы этой персоналии:
“Прекрасные работы! Художник, как говорят, Божьей милостью. Разнообразие приемов работы акварелью просто удивительно! За этим видится и огромный труд, и порывы вдохновения и богатая душа художника. Особенно все то, что касается его родины - Дагестана. Очень интересен цикл “Истоки Дагестана”, “Вид на старую мечеть”, пейзажи городков, двориков, улиц, полыхающие закаты.
Очень и интересны переливы цветовых пятен, сложная техника наложения краски, а результат - изумительная световая гамма, изысканность линий, возникающих из наплывов тумана, миража...
Меркотан И.К. 28.08.94 г. “Хорошая и своевременная экспозиция. Исполнительское мастерство, бесспорно. Спасибо всем, кто принимал участие в создании выставки и, в первую очередь, - автору. Павлов, искусствовед”.
“Уважаемый Хасбулат! Ваши руки золотые. Низкий поклон от русской женщины, жительницы блокадного Ленинграда. Ваше искусство вечно. Здоровья вам и больших успехов. Целую ваши руки - руки Созидателя. Валентина Яковлевна Алейникова, 3.09,94 г.”
Звучный цвет, ритмичность линий, статичность изображения в хасбулатовских образах /образы из серии “Горянки”/ - все эти черты в творчестве Хасбулата выражаются в свободном проявлении индивидуальности без претензий на роль продолжателя.
“...Я люблю фантазии в акварели - говорит Хасбулат, но и они навеяны самой природой образующей меня”.
“Вид на старую мечеть”, “Аракани”, “Истоки” - в целом эти произведения Хасбулата Юсупова являются неотъемлемой частью суровой, аскетичной природы Дагестана. На первый взгляд она неприглядна, в ней совершенно отсутствуют эффективная экзотичная красивость. На самом же деле невозможно равнодушно проходить по тесным улочкам и тропинкам, нельзя не восхищаться перед памятниками зодчества или произведениями тонкого ремесла, порой доходящими до большого искусства.
Хасбулат совершенно отрицает фиксирование только конкретных мотивов. Каждое произведение содержит нечто большее. Без нарочитой обобщенности и претензий на создание символического образа ему удается синтезировать природу в самом обычном мотиве, причем убедительно и поэтично передать характер родного края. Другое дело портретный жанр. Здесь художник вынужден придерживаться строго натуры, лишь фоны трактует вольно. /Портреты И.Шамова и С.Амирова/.
Вообще портрет не занимает значительного места в творчестве Хасбулата. Тем не менее, они все же историчны - эти известные люди-поэты, ученые, чиновники. Особая дань отдана художником женским образам, но они ассоциируются с образом женщины Дагестана. Женская тема в самых разных вариациях проходит через творчество художника.
Хасбулатовские “Горянки” - по сути это мадонны Вселенского масштаба, это личностное видение национальной женской красоты.
Одновременно и знание этнографического типа народов Дагестана.
Даже колористически эта серия соответствует этнотипажу.
И в этом художник глубоко национален. Хасбулат - это тот идеалист в хорошем смысле слова, человек, который ощущает в городской среде дефицит добра, искренности, а самое главное слитности с природой.
Хасбулат Юсупов близок к авангардисткой ориентации, но он продолжает искать и новые пути в своем искусстве.
Он не совершил революционного переворота в искусстве, но его скромность и незаемность изобразительного языка, профессиональная зоркость и зрелость сделали его настоящим певцом гимн своему краю. Вообще редко природа бывает столь щедрой по отношению к человеку, наделяя его тонким даром постижения ее бытия.
Но, именно таким качеством в полной мере обладает дагестанский художник, яркий мастер, прирожденный колорист Хасбулат Юсупов, трудолюбивый и неуспокоенный человек.
PS. К большому сожалению, сегодня нет среди нас замечательного художника Хасбулата Юсупова: безвременная смерть по болезни забрала его в мир иной.
Он скончался 1 февраля 2015 года и похоронен в г. Махачкале. Но он останется в наших сердцах и в истории талантливых дахадаевцев навечно.
Здесь опубликованы отдельные его работы, написанные акварелью и маслом, которые я сфотографировал из его домашней коллекции еще в 2004 году и ксерокопия обложки научно-художественного журнала «Поиск истины - Дагестан», а также использована статья дагестанского искусствоведа Магомеда Алиева.